«Видок. Охотник на призраков»: несостоявшийся ответ «Острым козырькам»

25 июля 2019, 13:29
Версия для печати Версия для печати

В прокате «Видок. Охотник на призраков» — фильм, который мог быть редким примером успешного и зрелищного европейского блокбастера. Если бы его не потопила ненасытность и заоблачные амбиции.

История сыщика Эжена Франсуа Видока весьма кинематографичная. Сидел в тюрьме, был легендой криминального мира Франции, служил в армии, женился и сбегал, менял имена и явки, наконец, возглавил парижскую полицию, а потом стал первым частным сыщиком. Какой эпизод из этого потока событий ни бери, будет готовый блокбастер. Этого персонажа уже переносили на экран — почти двадцать лет назад его играл Жерар Депардье. Тогда сконцентрировались на Видоке немолодом и сражающимся с нечистью.

В новом «Видоке» решили не мелочиться — вместо того, чтобы выбрать один конкретный эпизод из биографии героя, размахнулись на сюжет «Молодость героя». Тут слишком много всего: тюрьма, чрево Парижа, борьба с преступностью, Наполеон, память о революции. Рекордсмен по числу побегов Видок в очередной раз драпает с корабля, груженого каторжниками, пытается начать честную жизнь в качестве торговца тканями, попадается на глаза бывшим коллегам, а затем и полиции, влюбляется в уличную воровку, предлагает свои услуги по поиску преступников полиции, благополучно всех их ловит — и это только завязка. Ничего странного, что с таким ворохом фабул и перипетий режиссеру и сценаристу Жану-Франсуа Рише не совладать — «Видок» заканчивается, в общем, ничем, пространным обещанием продолжения.

Рише уже имел дело с пестрыми биографиями, богатыми на события — сделал «Врага государства номер один» с тем же Венсаном Касселем в главной роли бандита Жака Мерина. И тогда история распалась на две части — возможно, с Видоком Рише поступит так же, и тогда история обретет завершенность. Но сейчас это, скорее, киноверсия сериала, сильно урезанные эпизоды которого слеплены единое целое.

Размах «Видока» — не только в сюжете, с которым не совладать. Тут еще и мощный актерский состав, достойный блокбастера. Помимо Касселя, тут есть и великий Дени Лаван в образе трикстера-короля криминального мира; и Аугуст Диль из тарантиновских «Ублюдков», существующий в максимально выигрышном для него экстерьере коварного злодея; и играющий, кажется, в каждом французском фильме дуболом Дени Меноше; и ветеран Фабрис Лукини, и, наконец, Ольга Куриленко в образе великосветской дамы. Но и их существование оказывается смазанным, сугубо эпизодичным. Не роли, а наброски к ним. Зверюга Лаван только мелькает на общих планах, ни разу не показывает в полный рост свою органику. Диль пусть и играет лихой переворот — от наивного дурачка к коварному злодею — но у него просто нет пространства для маневра, само перерождение персонажа выглядит не особо зрелищным. Куриленко вовсе заставляет — в который раз — сомневаться в том, что она действительно актриса, а не просто модель.

При всем этом беда «Видока» только в выбранном формате. Была бы история знаменитого сыщика сериалом — была бы достойным ответом «Острым козырькам» и «Риппер-стрит», кровавым костюмным ужастиком с размахом. Благо, стиль тут придуман здорово — в первом же кадре палка размазывает по полу крысу, Париж воняет и гниет, рынки бурлят, в переулках течет грязь и лежат кучи навоза. Какой еще фактуры надо для всеми любимого ретро-детектива? Получилось бы сериально и по объему. Пара серий про криминальное прошлое, мощная романтическая линия, битва с полицейскими, целый сезон на охоту на бандитов. А так — только очередное доказательство преимуществ стриминговых платформ перед старым добрым прокатом. Этот «Видок» на экране ноутбука смотрелся бы раз в сто выигрышнее, чем в кинотеатре, где только привлечет в залы дежурных поклонников Касселя. Кажется, Рише на что-то большее рассчитывал.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

«Он жил как рок-звезда, он ушел точно так же». В Мариинском театре простились с Владимиром Шкляровым

Белые цветы — букеты лизиантусов, роз, лилий — держали в руках зрители, выстроившись в очередь у входа в исторической здание Мариинского театра, где утром 21 ноября прощались с его погибшим премьером Владимиром Шкляровым. Мимо проносили большие венки — от семей, организаций… Задолго до назначенного часа прощания очередь доросла до ближайшего светофора — в основном, стояли женщины, молодые и постарше, кто-то даже с коляской. Сбоку у входа переминался с ноги на ногу мужчина в спортивном костюме с белой корзиной белых роз и лентой, на которой виделись слова «Дорогому Владимиру… красивому человеку…».

Статьи

>